На коче "Помор" в Русскую Америку

В связи с тем, что оба юбилея открытия Америки — русский и испанский — отмечаются с разницей в один год появилась традиция праздновать совместный юбилей открытия Америки. Традиция эта была заложена 100 лет назад, когда вообще впервые отмечались 400-летний юбилей испанского и 150-летний русского открытия Америки.

 

Торжества начались с полного моделирования похода Колумбовых каравелл, а завершились морским парадом в Нью-Йорке и Морской выставкой на Великих озерах в Чикаго. Россияне были приглашены для участия и в морском параде в Нью-Йорке, и на выставке в Чикаго, где в русском отделе демонстрировались модели древних русских судов — кочей, а также пакетботов Беринга и Чирикова. Потому путь к Русской Америке решено начать от Берингова пролива.

 

С помощью судов Беломорско-Онежского и Архангельского пароходств коч "Помор" был доставлен к мысу Шмидта. Оттуда в сложных ледовых условиях, когда в любой момент команде коча грозила "челюскинская эпопея", к Берингову проливу добирались на буксире у попутных судов.

 

Команда коча в какой-то степени была поморской. Возглавил поход Юрий Наумов, вице-президент клуба и фирмы "Карелия - ТАМП", а среди участников похода особо следует отметить боцмана Юрия Колышкова — ветерана походов на коче. Еще в команде были: помор из Архангельска Вешняков и его земляки — мастер колокольного звона Данилов, художники Курицын и Зимеров, Станислав Зайцев — директор Музея Кускова в Тотьме. Кусков, как известно, был основателем форта Росс. Переводчиком был Андрей Григорьев, много лет проживший в Канаде… Восемь человек стояли на заснеженной палубе коча в одной из бухт залива Лаврентия.

 

И вот паруса подняты и попутный ветер несет коч к Ному — самому ближнему от России городу Соединенных Штатов. Было это б октября 1991 года. Потом неожиданно задул северный ветер, и зарулить к Ному не удалось. Море было безлюдным и штормовым. Так, почти благополучно, с попутным ветром коч пересек залив Нортон-Саунд, показывая все свои мореходные достоинства.

 

Проскочив устье величественного Юкона и помаявшись на его отмелях и кошках, увидели поморы первых местных жителей: эскимоса - полицейского и его друга, отправляющихся на рыбалку. С их помощью переводчик Григорьев высадился в эскимосской деревеньке Скэммон-Бэй. Связались с береговой охраной, вскоре над кочем пролетел "Орион" морской охраны с Кадьяка и, сбросив рацию для связи с ним и берегом, отправился восвояси. Эскимосы взяли коч на буксир.

 

14 октября мореходы под колокольный звон втянулись в первую реку Америки. "Вам повезло, — скажет позднее учитель местной школы Гай Санглин, — деревня эта — лучшая на Аляске". Потом уж узнали, как глубоки корни русских на Аляске: в деревнях эскимосов сплошь православие, а самих белых эскимосы храня память о первооткрывателях называют не иначе как "козак".

 

В Скэммон-Бэе мореходов с "Помора" взяла под свое крыло строительная фирма "Брайс инкорпорейтед". Владелец фирмы Эл Брайс, обещал спонсорскую поддержку и в будущем году, заключив соответствующий договор. Благодаря семье Брайсов Наумов с переводчиком побывали в университете Фэрбенкса, где познакомились с историком Русской Америки доктором Ричардом Пирсом и представили свою программу, которая нашла положительный отклик у местных властей и ученых.

 

20 дней на Аляске пролетели незаметно, и вот 7 ноября мореходы ставят на берегу речки Скэммон Поклонный крест, согласно обету, и вылетают в Ном, а оттуда — в бухту Провидения и 8 ноября делают первые шаги по российской земле. Оставленный на земле Аляски коч ждет возвращения своих хозяев.


© Полярный Одиссей - морской клуб, центр, музей (Карелия, Петрозаводск).

© Сопровождение сайта - ООО "Консоль" (Петрозаводск).

ВКОНТАКТЕ: https://vk.com/morclub_po

 

Яндекс.Метрика