2003.08.2003 Виктор Дмитриев: «Корабли - это сущность любой эпохи».

В августовском номере за 2003 год в журнале "WoodenBoat" в рубрике "Replica" в материале "Ground: Into the Present" (авторы: William Gilkerson и Matthew P. Murphy) представлен рассказ о морском клубе "Полярный Одиссей" и его бессменном руководителе - Викторе Дмитриеве.

 

Далее перевод этого материала на русский язык. 

За последние 15 лет Россия наблюдала подъем активности в сфере традиционного кораблестроения и хождения под парусами. Одним из главных вдохновителей этого процесса является человек, который мог бы быть единомышленником Бернарди Кадерата. Но, пока Кадерат действовал в своей национальной апатии во Франции, этот русский реагировал на вновь обретенную свободу, последовавшую за продолжительным систематичным разрушением российской общественной памяти.

Между Белым и Балтийскими морями, на берегу Онежского озера, в Петрозаводске, расположено деревянное здание, окруженное небольшой коллекцией деревянных судов.

Снег здесь выпадает рано - несколько дюймов покрыло землю уже за время нашего пребывания в середине октября прошлого года.

Деревянное здание - штаб-квартира клуба «Полярный Одиссей». Клуб совмещен с музеем, который с недавних пор представляет его деятельность. Снаружи, на санях и на затопленных баржах расположены три судна, - те счастливчики, что не были потеряны в море, затоплены или брошены где-то вдали.

Контрастируя с холодом и темнотой снаружи, офис, наполненный моделями уже построенных и строящихся кораблей, журналами и артефактами, очень уютен.

Стены покрыты фотографиями кораблей и прошедших экспедиций. Особенно выделяется фотография, на которой Виктор Дмитриев, основатель клуба, общается с президентом Борисом Ельциным на палубе одного из судов клуба Св. Николая. Дмитриев - энергичный мечтатель. Он говорит афоризмами, а в глазах его отражается небо: «Железный занавес i», но ворота остались. Чем больше мы уважаем свою историю, тем больше уважаем самих себя».

В 1978 г. 32-летний Дмитриев, будучи инженером, приобрел шхуну «Золотая Лань», переименовал ее в «Полярный одиссей» и справился на ней в Белое море со своим братом. Он сказал, что у него не было «достаточной и ясной цели для путешествия». И в парусном отношении он был новичком. Дмитриев заинтересовался историей первых поселений этого региона: русские поморы, установившие активные торговые отношения - с Норвегией, культура достигшая вершины к 19 веку.

Революция 17-го года и последующая гражданская война положили конец этим отношениям и фактически разорвали всякие отношения между советскими людьми и остальным миром. Российско-норвежская граница была закрыта еще следующие 70 лет, пока М. Горбачев и период оттепели, называемый перестройкой облегчили отношения с Западом, начиная с 1985г.

Со времени своей первой экспедиции в 1978г., Дмитриев изучал поморскую культуру, особенно специфику коней-судов с широкой палубой, прямой кормой, высокими бортами.

В январе 1987г., под началом клуба «Полярный Одиссей» в добровольцев заложили киль нового коча. Спустили его в июне, назвав «Помором» и прошли в то лето 530 миль через Белое море до Архангельска со средней скоростью в 3 узла.

«Идея приведшая к постройке этого судна - идея восстановления российских традиций», - говорит Дмитриев. И вот появилась достойная и ясная цель - воссоздание традиционных судов, постройка новых и использование их для восстановления исторических связей.

Далее последовало прохождение исторического поморского маршрута к острову Шпицберген в сев. Норвегии через Баренцево море.

«Знаменитый голландец, Уильям Баренц, пересек море в \6 веке, - говорит Дмитриев, но за столетия до этого поморы пересекли это море и основали свои поселения».

Эта экспедиция проходила на коче Помор в сопровождении только что отстроенного Груманта, лодьи - еще одной ранней разновидности корабля в России (легкая, открытая лодка, управляемая одним прямым парусом).

Виктор сиял, когда устанавливал видеозапись этой экспедиции для просмотра. На ней мы видим два небольших судна, покидающие Архангельск под советским флагом. Мы видим их идущими через ледяные шторма связанными вместе.

Видим входящий в Шпицберген после месяца, проведенного в море. Улыбающаяся команда дает интервью по типичным советским плакатом «Слава участникам экспедиции»,

До самого конца экспедиции в ней участвовал в качестве члена экипажа молодой Владимир Mapтусь, в течении следующих нескольких лет строивший корабли с «Полярным Одиссеем» и ходившим на них. Пока не основал свой собственный проект — создание копии первого петровского фрегата «Штандарт». Действует он в Санкт-Петербурге. Мы еще вернемся к этому кораблю в будущих статьях этой серии.

После путешествия на Шпицберген, Дмитриев обратил свой взор на юг. А если быть точнее, - на Израиль. В 1989-90гг. три новые лодьи «Вера», «Надежда» и «Любовь», прошли туда, следуя древним путем, соединяющим Россию, Зап. Европу и Ср. Восток.

К ноябрю 1990 - го года все три вернулись в Петрозаводск, но не надолго. В 91г. Дмитриев осуществил экспедицию к Соединенным Штатам на коче Помор. Чтобы добраться туда, он переправил судно на грузовом корабле в Восточную Россию, пошел через Баренцево море, затем вниз по побережью до Сиетла и обратно в Ванкувер прежде, чем изрешеченный червями котч был доставлен домой.

Тот же год увидел и два других путешествия: плаванье вокруг Скандинавии на Св. Николае и южный поход на Вере, Надежде и Любви.

Они опять прошли сквозь путаницу рек Советского Союза, Черного и Средиземного моря. Для этого и предыдущего путешествия на лодьях «Полярный Одиссей» получал разрешение от КГБ. «Это стало возможным только благодаря перестройке», - говорит Виктор «Этот клуб «Полярный Одиссей» прорвался сквозь клуб «Железный занавес».

Во время перехода родился план провести лодьи вокруг света, пока, вернувшись домой, Виктор строил два новых корабля: фрегат и галеру.

Кругосветное путешествие, отправившиеся из Генди (Италия) не зашло далеко. Команда была депортирована, оставив одну лодку в Испании, а две другие - на Канарских островах.

В Петрозаводске Виктор собрал машину из запчастей и отправил ее в Испанию. Разозленный высылкой еще нескольких членов экипажа, он сумел вернуть один из арестованных кораблей. Теперь его можно увидеть в музейной экспозиции. Два другие корабля остались недоступны.

В последующие годы новый фрегат «Святой дух» был затоплен в Средиземном море по вине его капитана и команды.

Это была последняя капля, Виктор усмирил свои эмоции по поводу дальнейших походов и постановил, что только он сам и его сын будут командовать кораблями «Полярного Одиссея».

«Построй свой корабль и правь им», - заключил он.

Чем мотивирует этот человек свои действия? «Идея всего», - говорит он, - есть идея восстановления русских традиций, которые систематически уничтожались советским режимом».

Обычный человек в Советском Союзе не путешествовал, ему говорили, что ему не на что смотреть за пределами Родины, которая дает ему все, что необходимо. Виктор, как бы там ни было, оказался в уникальных условиях, как ребенок, развивающийся в 1950 годы в Советском Союзе. Он очень рано начал читать. Мать Виктора работала библиотекарем и часто приносила ему книги. Читая о знаменитых экспедициях российских моряков по Северному океану, он мечтал о том, что организовать свою собственную экспедицию -невыполнимая в Советской России задача.

Дмитриев вспоминал об этом, читая литературу из-за пределов России, и понял, что его страна - среди последних звеньев в цепи истории.

После того, как он стал компетентным моряком, он решил «сделать нашу историю такой же ясной и понятной, каковой она является в других странах».

Экспедиция до Шпицбергена, как говорит сам Дмитриев, дала ему его собственный опыт...его собственное мнение. И это мнение переросло в одержимость создавать копии судов и проводить их трудными путями исторического и культурного значения.

Почему это важно? «Когда связь времен разорвана»,- говорит Дмитриев, следующие поколения не знают своих ориентиров - кто они, зачем родились и в каком направлении   им двигаться. В советские времена эта связь была разорвана, и мы ее до сих пор не восстановили, но мы пытаемся... И чем же старинные суда могут помочь? «Корабли - это сущность любой эпохи».

Случайные фото из фотогалереи

Fotosessija (10)
Fotosessija (10)
1990 год. Лодьи в Стамбуле
1990 год. Лодьи в Стамбуле
IMG_6025
IMG_6025
Виктор Дмитриев, адмирал исторического флота морского клуба 'Полярный Одиссей'
Виктор Дмитриев, адмирал исторического флота морского клуба 'Полярный Одиссей'
IMG_6818
IMG_6818
ostrov_sokrovisch_i_korsari 35
ostrov_sokrovisch_i_korsari 35
2009 год. В Кондопожской губе
2009 год. В Кондопожской губе
1990 год. Лодья 'Любовь'
1990 год. Лодья 'Любовь'
IMG_0429_1
IMG_0429_1
4EUjfB3NMe1I
4EUjfB3NMe1I

© Полярный Одиссей - морской клуб, центр, музей (Карелия, Петрозаводск).

© Сопровождение сайта - ООО "Консоль" (Петрозаводск).

ВКОНТАКТЕ: https://vk.com/morclub_po

 

Яндекс.Метрика