2007.05.02 "Есть нужда – помогу! Спасибо!" (как за ловлей раков в Карелии Борис Ельцин открыл морские границы России)

Опустим приличествующий событию пафос. Не станем углубляться в неоднозначность этой большой политической фигуры. Не будем лить воду на мельницу тех, кто искренне скорбит, и особенно тех, кто неистово злорадствует. Просто вспомним первого российского президента таким, каким его помнят наши земляки, именитые и не очень. Как человека и государственного деятеля. Как он рыбачил и как подписывал президентские указы, меняющие жизнь нашей родной Карелии.

КАРЕЛЫ ОПАЛЬНЫХ НЕ БОЯТСЯ

Впервые Борис Ельцин увидел Карелию в конце 80-х годов. Тогда именно наша республика не побоялась поддержать не самого политически благонадежного Ельцина, выдвинув его делегатом на знаменитую XIX всесоюзную партийную конференцию. Ту самую, что в конечном итоге послужила для него стартом на вершины власти. Это был самый короткий визит Ельцина. по свидетельствам очевидцев, выдвиженец был не в лучшем расположении духа, с прессой не общался и улетел в Москву в тот же день.

Второй раз нога Ельцина ступила на карельскую землю уже летом 1990 года. Воспоминаниями о визите тогда уже председателя Верховного Совета РСФСР спустя несколько лет делился на страницах "Губернiи" журналист Александр Трубин.

– Мне довелось видеть его во время посещения дорожно-строительного кооператива в Вилге и на встрече в Доме политпроса, где каждый мог задать Ельцину вопрос. Борис Николаевич предстал тогда элегантным и энергичным человеком: безукоризненно сидящий костюм, идеально уложенные волосы, размашистая походка. Низкорослые чиновники еле поспевали за ним вприпрыжку. Говорил четко, по существу, ставшее впоследствии знаменитым "понимаешь" что-то не припоминается.

Охрана председателя Верховного Совета составляла шесть человек — в основном молодые ребята. Один из них рассказал, что это обычный состав телохранителей для поездок по стране. Ночевал будущий президент России на небольшом теплоходике "Инженер Нарин" — в непритязательной обстановке. Ездил по городу в японском микроавтобусе без всякой бронезащиты.

В конце 1991 года выйдет указ президента РСФСР "Об условиях экономического эксперимента по созданию особого порядка инвестирования на территории республики Карелия". Благодаря документу Карелия получит право налоговых и финансовых преференций, а несколько районов республики приравняют к районам крайнего севера. Президент умел помнить добро.

НА КРЮЧОК САМ НЕ НАСАЖИВАЛ

Впервые в должности президента Борис Ельцин посетил Петрозаводск спустя три года, в августе 1993-го, когда здесь проходила встреча глав субъектов Российской Федерации. Особого резонанса это появление в прессе не вызвало. Чего не скажешь о памятном для многих визите Ельцина летом 1997 года. 

– Он выглядел не очень здоровым, но старался держаться бодрым. Помахал и сказал несколько слов, – вспоминает телеоператор Виктор Яроцкий, которому вместе с журналистом Александром Колобовым удалось попасть в аэропорт на момент посадки самолета Ельцина. Впрочем, этой съемки журналистам показалось мало, и они сумели пробраться на Кижи, где была запланирована рыбалка президента. Как писала тогда пресса: "их появление в Кижах было полной неожиданностью для охраны президента. "Ну что с вами делать?" – в сердцах бросил им главный охранник. "Топить!" – невозмутимо подсказал Яроцкий, стоя на причале". Вспоминая те дни, Виктор Яроцкий смеется: "Все так и было". И добавляет, что Ельцин мало внимания обращал на правила и протоколы, например, на катера с воздушными подушками он должен был лишь любоваться. А решил покататься. И перечить президенту никто не посмел.

Капитаном "Святителя Николая" — корабля, где должен был ловить рыбку президент России, был и остается Виктор Дмитриев, руководитель клуба "Полярный Одиссей".

– Подготовка была серьезной, – вспоминает Виктор Леонидович. – Охрана президента обследовала судно вдоль и поперек. Даже обнаружила на винте намотавшиеся сети, которые и сняла. За магарыч. Была мысль в честь президента попалить из корабельных пушек. Но те оказались слишком громкими, даже когда палили в полсилы.

В специальное место лова насадили заранее отловленных раков. Многочисленной службе сопровождения накрыли стол внизу, а Борис Ельцин, Виктор Степанов и Виктор Дмитриев расположились наверху, на палубе. Наина Иосифовна предпочла остаться на берегу.

Увиденным ракам президент удивился. С них-то Виктор Дмитриев и начал свой хитрый разговор. Мол, вода, да, у нас вон какая чистая, а сколько ее! Шестьдесят тысяч озер! А кто их видит? Границы заперты, а смысл? Какой уж тут туризм... Почему гражданские иностранные суда не могут бороздить наши просторы? Что у нас тут за тайны?

– Вы правы, – удивился президент. – Но почему при мне чиновники никогда этот вопрос не поднимали?

Спустя полгода вышел соответствующий указ. Вот так, начали за раков, кончили открытием морских границ России.

Впрочем, одними раками дело тогда не обошлось. Половил президент и рыбку. Поймал, правда, всего штук шесть-восемь окушков. Но это, наверное, охранник виноват: на крючок наживку он насаживал.

Пойманный улов президент не пробовал, хоть и предлагали. В нужный момент материализовался стюард, распахнул чемоданчик, из которого появились бутерброды и термос. Что в нем было – неизвестно. Может, чай, а может, что и покрепче. Но как такового никакого застолья на верхней палубе не было. Чего нельзя было сказать о гостях нижнего этажа. Например, врача президента так "развезло от усталости", что ему самому врач бы не помешал.

Трехчасовой рыбалкой президент остался очень доволен. "Получил большое удовольствие от парусника, от природы, от рыбалки, от того, что первый раз ходил на паруснике. Молодцы поморы! Давайте готовьте большой маршрут имени Петра I и рейс на северный полюс. Есть нужда – помогу! Спасибо! Президент России. Подпись, число", – не поленился президент от руки на обычном листке выразить благодарность и пообещать поддержку.

СПЕШИЛ ДАВНУТЬ

Этот визит Ельцина был самым продолжительным. За время отдыха он успел порыбачить не только с руководителем Карелии Виктором Степановым, но и с главой финского государства Марти Ахтисаари, которого вместе с супругой принимал в Шуйской Чупе. Рыбалка была удачной. Как и банька. "Российским веничком президента так хорошо похлестать", – скажет потом хозяин резиденции. А может, не зазря хлестал? Как писала в том году пресса, у Ельцина была идея "сэкономить" на обслуживании российско-финской границы и все пограничные и таможенные формальности проводить совместно – понятно, что расходы уменьшатся вдвое. Но Ахтисаари решил на суверенитете своей страны не экономить.

Последний раз в Карелии Борис Ельцин был через год, летом 1998-го. В Шуйской Чупе Наину Иосифовну поджидало лукошко морошки, которую она очень любила, а на выезде из Петрозаводска красовался рекламный щит: "Добро пожаловать, Борис Николаевич!". Те, кто не вчитывался в подстрочник: "Мы будем рады вашему звонку. Рекламная группа "Квадрат", громко возмущались подхалимажем карельских властей. Они к этому отношения не имели, хотя планов на президента у чиновников хватало. В частности, Сергей Катанандов намеревался просить государственных гарантий под кредит, необходимый Кондопожскому бумагоделательному комбинату, и обсудить с президентом проблему валютного коридора, от которого страдали карельские предприятия. Что из намеченного удалось проговорить – не ясно, известно лишь, что Борис Ельцин пробыл в Карелии гораздо меньше, чем планировал, и принимал гостей из Москвы чаще и дольше, чем допустимо для отпуска. Посещал президента с докладом о текущих делах и председатель правительства Сергей Кириенко.

Провожая Ельцина в аэропорту, тот же неугомонный журналист Александр Колобов неожиданно спросил:

– Уезжаете? В Карелии не понравилось?

– Пора возвращаться в Москву. Надо давнуть.

– Кого давнуть? – не смутился журналист.

По словам Виктора Яроцкого, чиновники в ужасе замерли. А Ельцин после паузы рассмеялся:

– Всех остальных.

Через месяц в стране случится дефолт.

С тех пор Ельцина жители Карелии будут видеть только с экрана центральных каналов.

А теперь и вовсе только в хрониках.

Светлая вам память, Борис Николаевич!..

ШУЙСКАЯ ЧУПА ОСИРОТЕЛА

Это только в 1990 году будущий президент ночевал на теплоходике в непритязательной обстановке. Все его дальнейшее пребывание в Карелии связано с роскошным особняком, впоследствии официальной резиденцией в Шуйской Чупе.

Во времена СССР это была элитная дача для высших номенклатурных работников. В начале 90-х годов содержать особняк силами карельского бюджета стало трудно, и в 1994 году его передали на баланс управления делами президента РФ. Началась реконструкция здания, обошедшаяся федеральному бюджету, по разным оценкам, от полумиллиона до миллиона долларов. Реальная стоимость уже реконструированного трехэтажного комплекса тянет на все полмиллиарда долларов.

Объект, понятное дело, засекречен, но те, кому удалось там побывать, получили сильное впечатление. Матерчатые обои, подобные виденным в шелковых гостиных Екатерининского дворца в Пушкине. Пол из искусственного итальянского мрамора с подогревом: вне зависимости от температуры на улице полы в резиденции поддерживают температуру +23-24 градуса. Шикарный лифт. Огромная сауна, отделанная канадским апашем, большой зал для бильярда.

В кабинете Ельцина висели картины мастеров XVIII века. Возле каждой из спален главы государства и его супруги – своя туалетная комната. Возле президентской ванной – специальное кресло из парикмахерской для срочной стрижки.

Знаменитый корт, о котором много шумела центральная пресса, на момент постройки являлся самым дорогим в Европе.

В последние годы Шуйская Чупа не пользовалась популярностью ни у экс-президента Бориса Ельцина, ни у нынешнего – Владимира Путина. Слухи о ее продаже ходят уже несколько лет, но реального подтверждения им нет. Вот и сейчас, уже после смерти Бориса Ельцина, мы попытались узнать о дальнейшей судьбе роскошного комплекса в пресс-службе управления делами президента РФ. И опять никакого ясного ответа не получили.

ЕЛЬЦИНА ВСПОМИНАЮТ

Виктор Степанов, депутат карельского парламента, занимавший пост главы республики с 1989 по 1998 год:

— Благодаря Ельцину республике были даны дополнительные полномочия в экономической деятельности и международном сотрудничестве. Он подписал указ о приравнивании Карелии к районам Крайнего Севера вопреки сопротивлению со стороны тогдашних Минфина, Минтруда и Минэкономики. В результате жители Карелии получили "северные" льготы, что спасло тысячи жизней в те трудные времена.

Ельцин в личном общении был всегда корректен, вежлив и не позволял себе хамства по отношению к подчиненным. В отличие от многих чиновников, если Борис Николаевич назначал встречу, то она начиналась без опозданий, если я как руководитель республики звонил в аппарат президента по какому-то делу, то президент всегда сам перезванивал. Когда Борису Николаевичу только сделали операцию на сердце, он, еще не оправившись, лично позвонил мне, чтобы поздравить меня с юбилеем.

Сергей Катанандов, глава Карелии:

— Умер уникальный человек. Бесспорно, у него были ошибки. Ошибки очень серьезные. Ошибки в приватизации, в период Бориса Николаевича появилось такое понятие, как олигархи. Фамилии Березовский, Гусинский. Все это было. Но в это же время Россия обрела свободу, появились наконец в наших магазинах нормальные товары и появился шанс.

Нам повезло. Борис Николаевич с большой любовью относился к жителям Карелии. И до самого последнего момента, а я говорил с ним 1 февраля, помнил, что жители Карелии сделали в его судьбе.

Николай Левин, спикер парламента Карелии:

— Я впервые увидел Бориса Николаевича в конце 80-х годов, во время его самого первого визита в Карелию, которая выдвинула его кандидатом на XIX партконференцию. Я сам тогда был секретарем Беломорского райкома КПСС и пришел на встречу Ельцина с общественностью республики. До сих пор помню его жаркое выступление в Доме политического просвещения в Петрозаводске. Время было для многих непонятное, но интересное, и Борис Николаевич пробудил тогда во всех стремление проявить себя — в политике, в творчестве, в бизнесе. Ведь раньше за всех все решало государство, а Ельцин по сути создал условия для строительства нового общества, основанного на демократии и рыночных отношениях, когда человек сам определяет, как ему жить. И какой бы противоречивой ни была личность Бориса Николаевича, но это, безусловно, фигура мирового масштаба.

Александр Меркушев, депутат ЗС РК, фракция КПРФ:

— Я никогда не видел Ельцина что называется вживую, хотя и был в Москве на баррикадах в октябре 1993 года. Из Карелии нас было шесть человек. Мы думали, что едем на вече, но попали на войну. Я был на баррикадах у здания российского МИДа, на Арбате, потом говорили, что там было самое пекло. Меня убивали по приказу Ельцина. Как я могу к нему относиться? Умер бывший президент, который причастен к разрушению моей Родины. Он виновен в том развале, который до сих пор уносит жизни 2 миллионов человек в год, и сделал это ради личной власти...


№18 (571) от 2 мая 2007

Елена Гульшина

© Полярный Одиссей - морской клуб, центр, музей (Карелия, Петрозаводск).

© Сопровождение сайта - ООО "Консоль" (Петрозаводск).

ВКОНТАКТЕ: https://vk.com/morclub_po

 

Яндекс.Метрика