2002.02.14 Виктор ДМИТРИЕВ: "Яхтсменам срубают мачты..."

Новый федеральный Кодекс внутреннего водного транспорта угрожает существованию "народного флота" России. 

"... Именно так и напиши!" - горячится Виктор Леонидович Дмитриев, президент Карельского морского историко-культурного центра и клуба "Полярный Одиссей", председатель регионального отделения Общероссийского общественного движения в поддержку флота. Впрочем, подобные чувства от требований статей нового закона испытывает сейчас не он один, но и многие другие владельцы парусных и моторно-парусных маломерных судов. Недавно они получили новые предписания судоходных инспекций... В чем суть проблемы? В течение 30 лет регистрацию маломерного флота и контроль за его эксплуатацией осуществляла Государственная инспекция по маломерным судам (ГУ ГИМС), что всех вполне устраивало. Деньги яхтсмены, в том числе и любители "исторического паруса", платили небольшие и спокойно бороздили моря и реки. Так, ладьи, фрегаты и кочи из Петрозаводска видели в полярных морях и на Аляске, в Средиземноморье и на Канарах, на Балтике и в Великобритании, в норвежских фиордах и у стен Кремля.

А потом государство вдруг решило - к общественному благу, разумеется, - законодательно урегулировать деятельность всей нашей российской парусно-моторной братии.

Слово вновь Виктору Дмитриеву: "В январе 2001 года вышло постановление правительства "О государственном надзоре над мореплаванием и техническом надзоре за спортивными и прогулочными судами в Российской Федерации". Ну, мы было обрадовались: по закону будем жить. И что же? В феврале того же года Госдума и Совет Федерации утверждают новый Кодекс внутреннего водного транспорта, по которому регистрация маломерных парусно-моторных судов передана Речному регистру и Государственной судоходной инспекции.

Недавно мы получили от судоходной инспекции предписание, которое обязаны выполнить до 1 апреля. Новый кодекс, как оказалось, значительно ужесточает требования к конструкции судов, их снабжению, квалификации судоводителей, а главное - требует от всех нас разорительных платежей за совершенно, на наш взгляд, ненужные справки, документы и регистрации. Могу перечислить к сведению заинтересованного читателя, что теперь требуется даже маленькой четырехметровой яхточке класса "Ассоль":

1) две регистрации - у нас и в Питере;

2) свидетельство о праве собственности на судно;

3) свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом России;

4) свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с квалификационным свидетельством;

5) список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном;

6) судовой (вахтенный) журнал;

7) машинный журнал (при наличии двигателя);

8) единое санитарное свидетельство;

9) единая книга осмотра судна;

10) свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором;

11) лицензия судовой радиостанции;

12) свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна...

Все? Как бы не так! На судне, выходящем просто в море, должны находиться документы, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания, а на идущем за границу - предусмотренные международными договорами. Но "юмор" здесь еще и в том, что наши инстанции могут выдать не все эти документы - нет у них специалистов для экспертизы. Придется ехать, прихватив чертежи, в тот же Питер, в Северо-Западную инспекцию речного судоходства. Вот и прикидываем, в какую немалую копеечку влетит нам этот новый "налог"...

Прямо скажу: задача невыполнимая. Что делать? Нам местные чиновники добрый совет подают: "Ребята! Снимите-ка вы мачты да ходите под движком, чтобы под кодекс этот не попасть..."

В нормальном, цивилизованном обществе, где законы и "правила игры" не меняются так часто, где уважаются права и свободы человека, такая проблема возникнуть не может. Законы там пишут, руководствуясь здравым смыслом и потребностями социально-экономического развития нации. Там судовладелец может осуществлять плавание на чем угодно, хоть на плоту, как Тур Хейердал. Но если он хочет застраховать судно и возить на нем пассажиров - будь добр обеспечь необходимое количество спасательных средств и соответствие плавсредства тем или иным техническим требованиям постройки.

А у нас получается, что одни и те же требования предъявляются и к малой яхточке, и к "Волгобалту". Не случайно в России сейчас многие судовладельцы переходят под иностранные флаги: и зарегистрироваться легче, и меньше препон ставят судоходные инспекции.

Не знаю, чем руководствовались чиновники и депутаты, когда принимали подобные правила, идущие против практического течения жизни. Вряд ли это просто глупость, незнание проблемы. Я так сильно подозреваю, что здесь кое-кто здорово лоббирует интересы крупных судовладельцев и судостроителей, которым в последнее время сильную конкуренцию начали составлять малые судостроительные предприятия и частные извозчики на моторно-парусных судах. А может, плавающие в бумажных морях попросту яхт не имеют и не знают, что это такое и зачем они нужны?

В свое время Петр I подарил всем придворным вельможам, министрам и чиновникам 144 парусные яхты, основал Невский яхт-клуб. Зачем? А понимал государь, что в России нужно заводить по образцу Западной Европы народный яхтенный флот "для потехи и для наук морских". На нем зиждется вся пирамида Флота Российского, он является основой морского менталитета и морской культуры нации, начальной народной школой подготовки флотских специалистов. А вспомним еще историю: какой невосполнимый удар нанесли указы Советского правительства, стремившегося регулировать все и вся, по традиционному народному судостроению и мореплаванию! У нас в Поморье сначала исчез крестьянский деревянный флот, а спустя время запустели и сами поморские села. Это у нас чиновники да депутаты ни за что не отвечают и ни в чем не виноваты! Страдают и отвечают за все капитаны, люди морские...

Сколько трудов положено у нас в республике для возрождения традиционного деревянного судостроения и мореплавания под "парусами истории", развития яхтинга, его интеграции в международный морской туризм. Я ожидаю, что свое слово скажет здесь наш Госкомитет по спорту и туризму. Если он займет нейтральную позицию, боюсь, что ни фестиваль "Голубое Онего", ни Онежская регата у нас в этом году просто не состоятся.

Ну не из пушек же нам от чиновников отбиваться? Я, как председатель регионального отделения движения в поддержку флота, обратился за поддержкой к нашему председателю Михаилу Ненашеву. Неделю назад мы встретились и передали письмо о помощи приезжавшему в Петрозаводск члену Совета Федерации Виктору Николаевичу Степанову, человеку, много сделавшему для нас в свое время на посту главы республики. Он обещал нам свою поддержку в Совете Федерации, Госдуме и правительстве по внесению поправок в статьи Кодекса внутреннего водного транспорта (в качестве поправок может быть использовано то же постановление Правительства РФ от 31.01.01 за N 74).

Я обращаюсь к коллегам-яхтсменам, владельцам маломерных парусно-моторных судов: звоните, приходите к нам в Морской центр, будем договариваться о совместных действиях. Иначе, как не раз бывало, наш яхтинг вновь сядет на мель российской бюрократии..."

Сергей ЛАПШОВ

© Полярный Одиссей - морской клуб, центр, музей (Карелия, Петрозаводск).

© Сопровождение сайта - ООО "Консоль" (Петрозаводск).

ВКОНТАКТЕ: https://vk.com/morclub_po

 

Яндекс.Метрика