Обращение к Президенту РФ

Исх. №02-030913 от 03 сентября 2013 г.  

Президенту РФ

В. В. Путину

Здравствуйте, Владимир Владимирович!

Обращаемся к Вам, по извечной русской традиции в надежде на помощь верховной власти страны. До этого обращались лично к Главе Республики Карелия А. П. Худилайнену, а так же к депутату Государственной Думы РФ от Карелии В. Н. Пивненко. Но вопрос пока не решен. Речь идет о деградации маломерного флота страны, начавшейся после недавнего внесения изменений в российское законодательство. Заранее просим прощения за столь длинный текст, но короче описать сложившуюся пагубную ситуацию не представляется возможным.

Как Вам должно быть известно, Карелия – край тысяч озер, а туризм у нас в республике признан одним из основных перспективных направления развития. Поэтому все вопросы, связанные с водным туризмом для нас становятся жизненно важными. Промышленное производство в Карелии за последние два десятилетия мы практически утратили, давайте не повторим той же ошибки с туризмом. В большинстве случаев учитывая нашу географию карельский туризм, так или иначе, связан с коммерческим использованием различных маломерных судов и законодательная деятельность государства должна быть ориентирована на стимулирование и развитие этого направления. А что происходит на самом деле?…

Дело в том, что, как Вам известно, 25 мая 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна». Согласно новой редакции статьи 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07 марта 2001 года № 24-ФЗ маломерные суда, используемые для коммерческих целей, подлежат обязательной регистрации в Государственном судовом регистре Российской Федерации. Технический надзор за данными судами осуществляет Российский речной регистр (РРР). Отметим, что если то же самое судно используется без извлечения прибыли, то регистрация осуществляется в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). Раньше ГИМС успешно справлялась с регистрацией всех без исключения маломерных судов и можно было легко получить лицензию на водные пассажирские перевозки на основании этих регистрационных документов.

Зачем внесли эти изменения народу толком не объяснили. Предполагается, что для увеличения безопасности пассажирских перевозок после крушения т/х «Булгария» на Волге. Правда, т/х «Булгария» как раз таки состоял на учете в Российском речном регистре (т.к. не был маломерным), и это его не спасло. С другой стороны при регистрации в ГИМС точно так же проводится регулярный технический осмотр судов, существуют нормативы и требования к безопасности. Зачем тогда усложнять процедуру? Регистрация судна в РРР влечет за собой огромные для владельцев небольшого (маломерного) судна расходы денег и времени, требует содержать раздутый и ненужный на таких судах штат сотрудников, вносит необоснованные ограничения на зоны и период плавания судов. В результате, вступивший в силу и очевидно ничем не оправданный закон, поставил и без того слаборазвитую индустрию маломерного водного туризма или на грань разорения или за рамки правового поля. Полтора миллиона российских судовладельцев маломерного флота практически лишились права законно зарабатывать деньги на своем имуществе – назвать то, что мы сейчас имеем «правом», будет просто издевательством над гражданами нашей страны! Организовать банальный прокат лодок в такой ситуации просто не рентабельно, даже для тех, у кого есть лодки. И вот результат – прокатов лодок нет! А ведь именно с таких простых вещей, как возможность прокатиться на лодке, начинается у молодежи интерес к морской культуре. И если еще 1-2 года так будет продолжаться, то в области водного туризма придется начинать все с чистого листа. В любом случае, в настоящий момент ни о каком развитии водного туризма (а, следовательно, туризма вообще) в Карелии речи больше не идет. И все из-за странных необдуманных ограничительных законов принятых на федеральном уровне.

Мы с горечью говорим об оттоке капитала из страны и при этом ставим палки в колеса огромному количеству внутренних инвесторов. Ведь любой человек, купивший или построивший лодку (а цены здесь варьируются от десятков до сотен тысяч рублей) для осуществления коммерческой деятельности – это инвестор, стимулирующий российскую промышленность и развивающий российскую экономику. Когда речь идет о полутора миллионах судовладельцев, то это уже инвестиции в миллиарды рублей и при должном стимулировании количество этих внутренних инвесторов могут и будут увеличиваться в разы! Государство должно всего лишь дать им простую возможность зарабатывать на своих инвестициях деньги. Вместо этого ведется планомерная бюрократическая работа по усложнению процедуры, приводящая к полной потере инвестиционной привлекательности в отрасли. Ни о какой поддержке малого предпринимательства говорить нет смысла, пока законы усложняют, а не упрощают работу предпринимателя. Чиновники, придумывающие законы, должны четко осознавать, что в современных реалиях малое предприятие в регионах обычно приносит собственнику прибыль сопоставимую лишь с одной относительно хорошей зарплатой, и у него нет резерва для содержания в дополнении к обязательному бухгалтеру еще и штата юристов.

Далее мы укажем, какие конкретно проблемы возникли в связи появлением вышеупомянутых законов.

По аналогии с большими пассажирскими судами появились необоснованные требования к конструкции, характеристикам, оборудованию и оснащению маломерных судов, предназначенных для осуществления коммерческой деятельности. Невозможность (или неоправданная дороговизна) выполнения данных требований вводят избыточные административные ограничения, способствуют возникновению необоснованных расходов, увеличивают криминализацию и коррумпированность отрасли. Потенциальная экономическая выгода от пассажирских перевозок на маломерных судах становится несоразмерно ниже затрат, требуемых для вхождения на рынок пассажирских перевозок, что фактически приводит к неравным условиям для больших и маломерных судов, к ограничению данного вида предпринимательства для жителей многих российских регионов, специализирующихся на развитии водных видов туризма.

Сейчас для получения в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта лицензии на осуществление пассажирских перевозок необходимо выполнить целый ряд условий. Большая часть из них на практике трудновыполнима для владельцев маломерных судов (читая эти требования нужно представлять себе небогатого предпринимателя удаленной карельской деревни, который решил катать туристов на своей лодке на рыбалку или перевозить на другой берег, чем, кстати, вполне смог бы обеспечить своей семье необходимый и единственный доход, если бы не требования…). В частности, для получения лицензии соискатель обязан представить в лицензирующий орган следующие документы:

- договор с бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте об обеспечении диспетчерского регулирования движения судов;

- копию приказа о назначении должностного лица, ответственного за осуществление перевозок пассажиров, имеющего высшее профессиональное образование и стаж работы в области перевозок пассажиров судами внутреннего водного транспорта не менее 3 лет за последние 10 лет работы;

- копию приказа о назначении должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов, аттестованного на право занятия этой должности.

Таким образом, в настоящее время владельцы маломерных судов практически лишены возможности получения лицензий, поскольку затраты, которые необходимо произвести на оформление документов и кадровое обеспечение, а также установку дополнительного оборудования оказываются несоизмеримыми с ожидаемой выгодой от оказания услуг. А у населения создается очень устойчивое и опасное для государства впечатление, что чиновникам, мягко говоря, наплевать на все проблемы простого народа.

В Петрозаводском филиале РРР работают на всю Карелию по нашим данным 3 инспектора (хотя уже прошло больше года с момента внесения изменений в закон). Учитывая удаленные деревни, они физически не смогут зарегистрировать каждую лодку, если все же появятся желающие развивать отечественный туризм по введенным драконовским правилам. С другой стороны до сих пор имеется относительно достаточный штат квалифицированных сотрудников ГИМС. Напоминаем, что РРР был создан в еще Советском Союзе для контроля над большими государственными судами, а, следовательно, его правила и структура никак не приспособлены для работы с малыми частными судами.

На практике выяснилось, что эксплуатация маломерных судов зарегистрированных в РРР возможна только 3 месяца в году и только в очень ограниченной прибрежной зоне (около 5-ти км) Без ответа оставили вопросы: куда в этой зоне возить туристов, есть ли в этом смысл и сколько должны стоить билеты, если только на регистрацию еще до начала получения какой-либо прибыли могут уйти сотни тысяч рублей) При этом, то же самое судно при регистрации в ГИМС, везущее тех же самых пассажиров (но бесплатно!) может выходить хоть в зарубежные моря и уже в течение около 5-ти месяцев навигации – где логика? К сожалению, у многих после анализа происходящих законодательных изменений возникают уже подзабытые воспоминания из Советского Союза, когда коммерческая деятельность была противозаконным и постыдным занятием.

Сейчас, если человек имеет лодку, зарегистрировал ее по всем правилам в ГИМС, не осуществляя изначально коммерческой деятельности, то он не имеет возможности сдать свое судно в аренду на час или на день. До этого ему сначала надо перерегистрироваться в РРР и получить лицензию (потратив море бумаги, денег и нервов, наняв штат сотрудников) или становиться вне закона, что противоречит всем нормам здравого смысла и морским мировым законам.

В общем, из всего вышеописанного очевидно, что законотворческая инициатива пошла не по тому пути и привела к «чрезмерному закручиванию гаек», что совершенно недопустимо в условиях рыночной экономики и приведет вскоре к полной деградации коммерческого маломерного флота и водного туризма.

Так же хочу напомнить, что 8 июля 2013 года в Ново-огорево Вы уже признавали в своем выступлении, что внесенные в законодательство вышеупомянутые изменения являются частично ошибочными и поручили Минтрансу и Росрыболовству осенью законодательно устранить проблему, связанную с регистрацией маломерных судов. Вы отметили, что принятые в 2012 году поправки вызвали ряд неудобств для судовладельцев, причем как для частных, так и для компаний, и попросили доложить, какие есть на этот счет предложения. К сожалению, в этом обращении речь шла больше о рыболовецком маломерном флоте и мы опасаемся, что интересы других групп судовладельцев маломерного флота не будут учтены в ходе внесения поправок.

Из всего вышеизложенного мы считаем очень уместным как можно скорее подготовить текст изменений и внести в Государственную Думу законодательную инициативу по упрощению законодательства, связанного с эксплуатацией в коммерческих целях маломерных судов, с целью стимуляции развития индустрии водного туризма и рыболовства в Карелии в частности, и в России в целом. Никакие разговоры о формальной безопасности пассажиров не могут оправдать гибель туристической отрасли, назначенной флагманом карельской экономики.

Наши выводы и предложения по изменению ситуации к лучшему заключаются в следующем:

1. Необходимо вернуть относительно простые правила работы, действовавшие до 2001 года на основании Кодекса торгового мореплавания.

2. Передать функции регистрации маломерных судов и контроля за ними независимо от целей использования в ГИМС.

3. Лицензирование деятельности по пассажирским перевозкам на маломерных судах, вмещающих до 12 человек включительно, нужно заменить простым разрешением, выдаваемым органом местной государственной власти на основании заявления и действующих судовых документов ГИМС (аналогично с выдачей разрешения на деятельность такси). Индивидуальный предприниматель или малая фирма, имеющая небольшое судно, а то и лодку, не имеет достаточного штата сотрудников, денег и времени, чтобы биться с аппаратом чиновников за свое законное право зарабатывать честным путем прибыль. А ведь именно сектор малого бизнеса является основой любой экономики.

4. Любой адекватный собственник маломерного судна осознает, что несет ответственность за свое судно и заинтересован в сбережении своего имущества (неадекватным людям законы не помогут), поэтому нет нужды усложнять законодательство. Для обеспечения безопасности эксплуатации маломерных судов вполне достаточно технического осмотра проводимого регулярно ГИМС. Так же, возможно, поможет введение обязательного страхования ответственности судовладельцев, как это делается во всем мире.

Мы считаем, что выполнив наши предложения, государство решит проблему с безопасностью пассажирских перевозок, и при этом не будем мешать развитию перспективной отрасли водного туризма столь важной для Карелии и России.

С уважением и надеждой на вашу помощь,

Председатель Карельского регионального отделения Общероссийского общественного Движения поддержки флота, Президент Карельской региональной общественной организации Морской клуб «Полярный Одиссей»

Дмитриев Виктор Леонидович

© Полярный Одиссей - морской клуб, центр, музей (Карелия, Петрозаводск).

© Сопровождение сайта - ООО "Консоль" (Петрозаводск).

ВКОНТАКТЕ: https://vk.com/morclub_po

 

Яндекс.Метрика