"Капитан, в переводе с латинского - голова... В торговом флоте это лицо, управляющее судном", - гласит словарь иностранных слов. Это определение очень точно характеризует капитана - директора (как он себя называет) Александра Максимова, судьба которого была тесно связана с фрегатом "Святой Дух" в 1992 - 1994 годы.
Всего три навигации отделяли рождение корабля от его гибели. И в это время "Святой Дух" достойно представлял российский исторический флот на международных фестивалях и выставках деревянных парусников.
А Максимов как управляющий верфями фирмы "Карелия-ТАМП" принимал участие в строительстве судна и обеспечивал "металлическую часть для фрегата: болты, скобы, якоря, балласт, а также отвечал за отливку на заводе 12 медных пушек для корабля.
Первое плавание фрегата состоялось летом 1992 года в Финляндию, в г.Котка на грандиозный праздник - фестиваль, в котором участвовали 300 судов из пяти европейских стран. На А.Максимова была возложена ответственная миссия - доставить большую делегацию из Карелии на фестиваль. После чего он в роли помощника Адмирала участвовал в плавании по Балтике в финляндских шхерах. Город Хельсинки, полуостров Ханко (Гангут), г.Турку (Або), Аланские острова "помнят Россию" с тех времен, когда Финляндия входила в состав Российской империи. В музее-крепости Бомарзунд сохранились даже пушки, отлитые в Петрозаводске в 1748 г.
Фрегат "Святой Дух" по приглашению мэра Санкт-Петербурга А.Собчака принимает участие в праздновании 290-летия города в 1993 году. Флагман исторического флота России идет в Северную столицу под Андреевским флагом (явление уникальное для гражданского флота).
И опять Александр Максимов возглавляет работу по организации отправки и прибытия делегации из Карелии на торжества в Петербург. И только потом присоединяется к экипажу фрегата как помощник Адмирала.
Но ярче всего он проявил себя как "голова", хозяин судна, осенью 1993 года, когда "Святой Дух" пришвартовался в гавани Гамбурга на зимнюю стоянку, непредвиденно затянувшуюся на 11 месяцев. Сохранение реплики исторического военного корабля Петровского флота, построенного из натуральных материалов, - дело непростое. Да еще за рубежом, без особых средств к существованию и в течение такого длительного периода.
Вот тут максимально проявились чувство ответственности капитана и его организаторские способности. Он установил контакты с руководителями порта, организовал питание экипажа, нашел возможность зарабатывать деньги.
Фрегат на стоянке функционировал как маленький заводик, обеспечивающий поддержание в рабочем состоянии всех систем и механизмов корабля. При необходимости проводились ремонтные работы. Огромные паруса развешивались и регулярно просушивались в цехе, специально для этих целей предоставленном немецкими друзьями. Корпус судна находился под неусыпным вниманием команды во избежании возможных повреждений в непогоду или при маневрировании других судов.
"Святой Дух" в Гамбурге стал островком России, своеобразным филиалом Морского Центра, передвижным музеем, который принимал на борт экскурсантов, гостей, устраивал вечера, концерты. Был даже создан клуб друзей фрегата "Святой Дух", который помогал петрозаводчанам решать бытовые проблемы и производственные дела.
К концу пребывания фрегата в Гамбурге совместно с немецкими яхтсменами удалось даже совершить увлекательное путешествие на остров Гельголанд по Кильскому каналу.
В начале октября 1994 года Александр Максимов передал фрегат прибывшим на смену капитану Громову.
20 октября 1994 года при переходе из Гамбурга в Амстердам во время шторма в Северном море фрегат "Святой Дух" затонул у берегов Голландии.