Грумант — древнее русское название архипелага Шпицберген. Еще в ХVI веке проложили поморы путь на этот островной архипелаг и основали на нем постоянные поселения для промысла морского зверя и рыбы.
Виктор Дмитриев и его единомышленники решили отправиться в первое заграничное плавание на Шпицберген на коче "Помор". Конечно, моделирование такого похода, ограниченного отпусками и личными планами каждого участника, возможно лишь в заранее обусловленный отрезок времени. Поэтому для исключения всяких погодных сюрпризов нужна была страховка в виде судна сопровождения.
К навигации 1989 года была построена парусно-моторная лодка "Грумант". Кормщиком на лодью пригласили Юрия Гайдовского из Мурманска. Капитан "Помора" Дмитриев был уже в окружении своих новых друзей и старых, с которыми пройдены сотни рискованных миль. В поход по арктическим морям с ним отправился Юрий Наумов — реставратор и экскурсовод из знаменитого соборного музея на онежском островке Кижи.
Глубоко понявший культуру Поморья, Юрий станет в будущем одним из главных участников всех трудных путешествий. Другой неистовый поклонник Поморья - Александр Скворцов, увлекшийся новой для себя профессией мореплавателя. У Скворцова пробудился талант корабельного архитектора и художника.
У памятника Петру I в Петрозаводске состоялась пышная церемония крещения "Помора" и "Груманта". Достигнув Архангельска, древние суда взяли курс на Святой Нос. Коч "Помор" и лодья "Грумант" продвигались вдоль побережья Мурмана, знакомого россиянам по плаваниям в Норвегию, где были и промысловые стойбища, и печальные поминальные кресты и часовни с вырезанными славянской вязью молитвами. Ходили к норвегам и именитые плаватели, вроде посла русского царя Григория Истомы в далеком 1501 году.
Наконец впереди замаячил Свальбард — таково нынешнее норвежское название Шпицбергена. Там, на архипелаге, сейчас живут и трудятся норвежцы и русские. Все острова - земля без оружия, и на этом арктическом архипелаге словно бы проверяется идея норвежцев об общем будущем для человечества. Жаль, что активисты фирмы "Коммон фьюче" так и не попали на корабли: ведь именно с президентом этой норвежской фирмы Терье Ларсеном и готовил совместную акцию "Полярный Одиссей".
Спустя две недели после выхода из Архангельска старинные суда втянулись в Ис-фиорд, и вот гостеприимная встреча в Баренцбурге — русском шахтерском поселке. После мореплаватели побывали в другом русском поселке — Пирамида, ходили на раскопки русских становищ, где доктор исторических наук Вадим Старков поведал участникам перехода длинную историю открытия и освоения Груманта россиянами. Здесь увидели останки древних судов, домов и даже кости коров, которых держали тут поморы как, и у себя дома. Теплыми были и встречи с норвежцами в "столице" Свальбарда — городке Лонгьир, где из рук местного пастора каждый участник перехода получил по Библии.
А 25 июля 1989 года поморские суда покидали гостеприимный Шпицберген. Нашим одиссеям явилась в обратной дороге новая мысль: донести русский дух от арктического архипелага до Святой земли и этот маршрут считать самым северным в будущем кругосветном паломничестве.