РАНО утром 9 мая меня разбудил телефонный звонок. Звонил президент клуба "Полярный Одиссей" и Морского историко-культурного центра Петрозаводска Виктор Дмитриев. "Срочно приезжай! - кричал он в трубку. - Сегодня ночью они украли "Дельфин".. Мне нужны свидетели".
"Дельфин" - это парусно-моторная яхта, которую еще в 1995 г. передал на достройку в прославившийся успехами на ниве деревянного судостроения Петрозаводский клуб немецкий предприниматель Ханс Юрген Хансен. Правда, сам он потом попал в сложную финансовую ситуацию, отчего работы по сооружению яхты надолго затянулись. Под предлогом их ускорения исполнительный директор "Полярного Одиссея" Сергей Штыков сочинил в прошлом году договор о кредитовании клуба под залог "Дельфина", а затем контракт на достройку корпуса яхты с немецкой фирмой Сlassic Immobilen GmbX, которой руководил его родной брат Алексей Штыков.
Дополнительным актом к этим документам оговаривались гарантии немецкой стороны о компенсации господину Хансену, а значит, новый партнер де-юре становился собственником недостроенного судна - даже с правом забрать его по первому требованию.Не особенно разбирающийся в подобных тонкостях Виктор Дмитриев, подмахнув предложенные ему бумаги, оказался втянут в эту не очень чистую игру. По его словам, он до сих пор считает заключенное соглашение фиктивным, поскольку не выполнялись предусмотренные им условия кредитования.
С учетом этого для получения официального согласия первого хозяина яхты и его подтверждения о произведенных с ним расчетах Дмитриев справедливо решил, что он не вправе распоряжаться чужой собственностью и отдавать ее кому бы то ни было. Между тем Алексей Штыков на таком своем праве стал решительно настаивать.
К маю разногласия по поводу "Дельфина" обострились до крайности. Вместо того, чтобы решать их в судебном порядке, нетерпеливые братья рискнули вывезти яхту с территории Морского центра самовольно.
Братья Штыковы нагрянули в Морской центр с видеокамерой, в сопровождении вооруженных охранников ЗАО "Кордон" и даже участкового инспектора милиции. Замок с эллинга сбили и уже собирались вытаскивать оттуда яхту подогнанным "КрАЗом". Чтобы выпроводить непрошеных гостей, президенту "Полярного Одиссея" срочно пришлось вызывать наряд ОМОНа. Объяснять, что при существующих разногласиях он может отдать судно только по решению суда и в присутствии судебного исполнителя.
Прибыв на место происшествия вместе с двумя журналистами местных газет, мы и впрямь попали в свидетели. Мы зафиксировали лишь то, что видели своими глазами, потому нас трудно убедить в том, что ничего этого не могло быть - ни взломанного нового замка, ни обрезанного телефонного провода и проколотых передних шин стоявших поблизости машин, ни бесчувственных тел отключившихся сторожа и его приятеля, словно опоенных дурманным зельем..
- Представляете, в седьмом часу утра сторож успел мне позвонить с соседнего предприятия еще вполне трезвым голосом. Сказал, что яхту уже украли, что здесь были люди в милицейской форме. Что его попросту блокировали в сторожке до тех пор, пока не вывезли "Дельфин", - нагнетал обстановку Виктор Дмитриев. - У моей машины возле дома тоже шины прокололи, чтобы я не успел сюда вовремя приехать. А милиция, как видите, прислала только наряд на ПМГ, который не может вести никаких следственных действий.
ПОХОДЫ "АДМИРАЛА".
Сейчас Виктор Дмитриев - человек в Карелии весьма авторитетный. Добился он такого признания вполне заслуженно. Ровно 20 лет назад 32-летний петрозаводский инженер приобрел свое первое судно - бот с двадцатисильным двигателем, которому впервые дал имя "Полярный Одиссей". На нем он прошел по озерно-речной системе до Ленинграда, Кронштадта и обратно в Петрозаводск. Шесть следующих сезонов Виктор Дмитриев ежегодно ходил в походы на этом боте по северным морям. Потом он стал хозяином более вместительного стального корпуса промыслово-транспортного судна.
Идей у него было море: возрождение отечественных традиций деревянного судостроения, проверка ходовых качеств кораблей-новоделов на обычных маршрутах древнего судоходства. Первым подписался в поддержку будущего "адмирала" журнал "Вокруг света", отмечавший в 1986 году свое 125-летие. Это уважаемое издание не только взяло под эгиду дмитриевский проект "Беломорской кругосветки", посвященный своему юбилею, но и оказало содействие в организации клуба путешественников и исследователей "Полярный Одиссей". С тех пор самые невероятные мечты Виктора Дмитриева действительно стали сбываться. 1987 год - новодел старинного поморского коча дошел по маршруту "к златокипящей Мангазее" до мыса Канин Нос. 1989 год - коч "Помор" и ладья "Грумант" побывали на архипелаге Шпицберген. 1990 год - в рамках грандиозной миссии "Золотой век" путешествие по пути из варяг в греки до самой Святой Земли совершили ладьи "Вера", "Надежда", "Любовь".
Затем были и другие плавания с участием кораблей "Полярного Одиссея" в фестивалях старинных судов в Финляндии, Швеции, Норвегии, Голландии, Англии, Франции, Италии, Греции.. Тут бы уж "адмиралу" Дмитриеву можно было угомониться и остаток жизни почивать на лаврах. А он опять на рожон лезет с очередными "бредовыми" идеями.
ПРЕЗИДЕНТСКОЕ НАПУТСТВИЕ.
Новый дмитриевский проект с первого взгляда опять-таки кажется просто фантастическим. Его главная задача - реализовать на практике идею легендарных полярных исследователей Фритьофа Нансена и Руаля Амундсена достижения Северного полюса на судне, дрейфующем вместе со льдами Северного Ледовитого океана.
Виктор Дмитриев убежден, что попытка Нансена достичь вершины планеты на своем "Фраме" не удалась лишь по причине малой изученности в XIX веке океанических течений. Знаменитый норвежец, оказывается, лег в дрейф чуть западнее нужной точки и ушел далеко влево от цели.
Теперь этот замысел берется осуществить петрозаводчанин Виктор Дмитриев. Фантастика? Примерно такое заключение и получил Виктор Дмитриев из высоких министерских кабинетов в Москве. Не помогли тут ни ссылки на авторитет таких же "сумасшедших" полярников, как Нансен и Амундсен, ни свидетельства о судостроительной практике русских поморов, придававших своим "скорлупкам" этакие крутые обводы бортов, что льды их вовсе не сжимали, а как бы выдавливали из воды.
Однако же от первой неудачи Виктор Дмитриев вовсе не утратил веры в успех своего безнадежного предприятия. Уверенности ему добавило, в частности, напутствие самого президента России Бориса Ельцина. "На вот, читай, - с нескрываемой гордостью подвинул мне Виктор открытую книгу отзывов почетных гостей Морского центра. - Мне удалось лично встретиться с Борисом Николаевичем во время его прошлогоднего отпуска в Карелии. Помнишь, 10 июля он был на рыбалке в районе Кижей. А рыбачил президент на Онего как раз с борта нашего "Святителя Николая". И нашел тогда возможность обстоятельно побеседовать со мной об истории "Полярного Одиссея" и о нашем новом проекте. Значение его понял сразу, потому одобрил без сомнений.
Видишь же черным по белому написано: "Давайте готовить.. рейс на Северный полюс. Есть нужда - помогу!". Казалось, лед тронулся. Но недавними событиями этот замысел снова поставлен под удар.
НАСЛЕДИЕ "СВЯТОГО ДУХА".
Теперь уже стало ясно, что история с "Дельфином" только эпизод в хорошо спланированной акции. Цель ее состоит в захвате налаженного дела новыми партнерами, которыми больше двигают чисто коммерческие интересы, чем идеи старомодного романтического энтузиазма.
"Энтузиазм в финансовых операциях не уместен, здесь все должно быть просчитано и все расходы оправданы. Здесь бизнес, которым должны заниматься специалисты", - подводит теоретическую базу под атаку на любителей путешествий Сергей Терновой, руководитель представительства фирмы "Когнас-Восточная Европа" по северо-западу России.
В своей разгромной статье "Морская поэзия и финансовая проза", опубликованной в республиканской газете "Северный курьер", он находит серьезные основания для уничижительной критики хозяйственных способностей дмитриевской команды, обнародовав общие цифры ее долгов: по АО "Карелия-ТАМП" - больше 1 млн. руб. (новыми), у Морского центра - 300 тыс., у "Полярного Одиссея" - 60 тыс. Понятно, что в связке с такими затруднениями подаются факты задержек заработной платы работникам этих предприятий и сложные отношения с некоторыми другими заказчиками Морского центра.
Например, в плавучем ДОКе центра до сих пор стоит недостроенная шхуна "Вокруг света", финансировавшаяся как раз участвовавшим в создании "Полярного Одиссея" журналом. Денег на ее завершение опять же не хватает.
Чтобы спустить судно на воду, в этом году начаты переговоры с потенциальными инвесторами. Разумеется, что без участия и согласия представителей породившего сам клуб авторитетного издания Виктор Дмитриев не может решиться на приписываемые ему намерения сменить собственника шхуны по своему усмотрению. В случае с немецкой фирмой Classic Immobilen GmbX подобного, увы, так и не произошло. Складывается впечатление, что ставший исполнительным директором "Полярного Одиссея" Сергей Штыков, получивший таким образом право подписания договоров и распоряжения финансами клуба, внедрился в него с дальним прицелом как доверенный представитель своего брата Алексея (кстати, по уставу клуба подписи президента "Полярного Одиссея" Виктора Дмитриева на финансовых документах фактически не имеют силы, но, похоже, обязательно нужны были братьям для стороннего одобрения их продуманных договоренностей). В нужный момент Сергей Штыков хорошо отрекомендовал родственника, по существу подсказав Виктору Дмитриеву способ накинуть на собственное детище самую прочную финансовую удавку.
Речь тут идет об истории с получением страховки за фрегат "Святой Дух". Еще в 1994 году этот корабль, следуя из Гамбурга в Амстердам по приглашению музея судоходства Нидерландов, попал в сильный шторм и затонул в Северном море. Как доказали потом юристы "Полярного Одиссея", причиной случившегося стала неправильная буксировка фрегата голландским спасательным судном - за мачту. Красавец "Святой Дух", был застрахован на 300 тыс. немецких марок питерским Ингосстрахом, тяжба с которым продолжалась почти 3 года. Но даже когда вступило в силу решение арбитражного суда о выплате оговоренной суммы, страховая фирма вовсе не спешила его выполнять.
Именно тогда, сославшись на сильные связи в Москве, Алексей Штыков впервые предложил свою компанию в партнеры владевшему судном АО "Карелия-ТАМП". По заключенному между сторонами договору Classic Immobilen GmbX стала финансовым агентом петрозаводчан, обязавшихся истребовать страховую сумму и передать ее кредиторам владельца затонувшего судна за исключением 5% комиссионных. Первую часть договора немецкая фирма выполнила: малость урезанные взаиморасчетами с Ингосстрахом деньги поступили на ее берлинский счет, но вот в Петрозаводск они до сих пор не дошли.
Да и операция "Дельфин" тоже имеет четкую финансовую подоплеку. Ведь если ее предстоит рассматривать в гражданском судопроизводстве, то вынуждаемый к подаче искового заявления клуб "Полярный Одиссей" должен сначала заплатить немалую пошлину. Разумеется, таких денег у команды Дмитриева сейчас нет. Потому-то, уже поняв полученное штормовое предупреждение, Виктор так настойчиво добивается возбуждения уголовного дела по признакам хищения судна.
Чем все закончится - еще неизвестно. По свидетельству одних юристов, документы на "Дельфин" иначе как "липой" не назовешь. Другая сторона, конечно же, будет настаивать на обратном. Правда, теперь это будет именно другая сторона - открывший забрало противник. Поскольку, пусть с опозданием уяснив его намерения, срочно собравшийся совет "Полярного Одиссея" уволил с должности исполнительного директора Сергея Штыкова и исключил его из членов клуба.
ХАНСЕН ТРЕБУЕТ СВОЕ.
Позиции Виктора Дмитриева и "Полярного Одиссея" целиком поддержал также фактический владелец яхты "Дельфин" Ханс Юрген Хансен. Недавно он приезжал в Петрозаводск, чтобы засвидетельствовать в правоохранительных органах Карелии свое право собственности на похищенное судно.
Как раз после встречи в отделе по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП) мне удалось поговорить с господином Хансеном.
- Я уже вложил в строительство этого судна более 20 тысяч марок, - сказал господин Хансен. - А потому вправе требовать компенсации. Иметь такую яхту - моя давняя мечта. Никаких встреч и переговоров с Алексеем Штыковым ни в России, ни в Германии у меня не было. Значит, судно было фактически украдено.
Вот какой крутой оборот получила теперь эта неординарная история.
..Остается только сожалеть, что в штормах начавшихся разборок "Полярный Одиссей" может значительно отклониться от задуманного курса на Северный полюс.
Андрей Фарутин.