Горизонты Голубого Онего
Программа проведения международного фестиваля парусных судов "Голубое Онего-2000" находится на утверждении в правительстве республики и, видимо, в ближайшие дни будет утверждена С. Катанандовым. Председатель Правительства РК обратился с письмом к исполняющему обязанности Президента Российской Федерации В. Путину, в котором просит его решить вопрос о проходе иностранными судами для отдыха и спорта российскими внутренними водами по маршруту Санкт-Петербург - Ладога - Свирь - Онежское озеро - Петрозаводск - Белое море.
Годы долгих хлопот, ходатайств, решений, постановлений и согласований проходов иностранцев по "разовым пропускам" создали в последнее время ситуацию даже менее благоприятную, чем во время проведения первого фестиваля "Голубое Онего-94". Пока есть возражения у Минобороны и ФСБ, хотя никаких военных объектов на трассе прохода давно уже нет. На сей раз иностранные яхты вновь пойдут с российским лоцманом, находящимся на нашем судне сопровождения или на головной яхте. Программа же фестиваля, планируемого с 22 по 28 июня, пройдет в пять дней вместо десяти, как намечалось ранее, и включит в себя участие яхтсменов в морском параде в День города, прием в Морском центре, экскурсионную программу и поход на о. Кижи.
Согласие на участие в "Голубом Онего-2000" дали уже восемь экипажей яхт из Великобритании. Оргкомитетом ведутся переговоры с яхтенными союзами Швеции, Финляндии, Голландии и Германии. Возможно, гостями Петрозаводска будут члены экипажа реплики норвежского драккара - корабля викингов, что планирует пройти древним путем варягов по Ладоге, Свири и Волге. Драккар будет нам очень кстати - в День города состоится очередной военно-исторический фестиваль, обещающий выйти на российский уровень. (Петрозаводск, кстати, стал популярен у любителей "ожившей военной истории". Где еще можно сесть на корабли IX-XVIII веков?)
Контуры и масштабы многообещающего туристического проекта в завершающий год тысячелетия, проводимого как этап европейской яхтенной гонки "Baltic Millennium Rally", пока неясны. В процессе созидания находится и инфраструктура фестиваля. (Есть, например, идея переоборудования для швартовки яхт и приема экипажей переведенного из Морского центра к набережной старого лихтера.) Стоимость всей программы - около 1,5 млн рублей. Об окупаемости средств в первый год, конечно, говорить пока не приходится. Это - первый взнос в будущее морского туризма в республике.
Журналисты в морском центре
Программу визита высокой президентской делегации в Петрозаводск начал передовой отряд московской прессы - около тридцати журналистов из "Известий", "Независимой газеты", "Комсомольской правды", "Красной звезды", "РИА-Новости", НТВ, РТР, "Эхо Москвы", "Ассошиэйтед Пресс" и др.
Петрозаводск они открыли для себя с посещения Карельского Морского историко-культурного центра, где в ходе интереснейшей для москвичей экскурсии ознакомились с экспозицией нашего морского музея под открытым небом, процессом строительства деревянных судов и новой программой президента КМЦ Виктора Дмитриева - экспедицией "Паломничество-2000" - историко-культурной паломнической акцией в Святую Землю летом этого года. Провожали гостей залпы пушек Морского центра и лично "Государь Петр Алексеевич", дух которого не перестает витать над першпективой града нашего Петрова. "Государь" жаловал московских журналистов знаком морского ордена "Вера, Надежда, Любовь" и "винной порцией" производства Прионежского ликеро-водочного завода. А вслед гостям неслась песня "Полярных Одиссеев": "В море - наша сила, в море - наша жизнь!". Жизнь - она не только в Москве бурлит...
Под зимним парусом
В минувший понедельник в Морском центре побывал мурманчанин Вячеслав Мальцев, ветеран клуба "Полярный Одиссей", бывший капитан ладей "Вера" и "Надежда" в экспедиции в Святую Землю в 1990 году. Ныне он - председатель Федерации зимнего паруса России. Прибыл он к нам с разведывательной целью - выяснить возможности проведения у нас будущей зимой "знакового" 2001 года чемпионата мира по зимнему парусу на льду Онежского озера. Его лед без торосов прекрасно подходит и для доски с парусом и для буера, есть Морской центр, который мог бы стать временной спортивной базой. Кстати, когда-то зимний парус бытовал и у нас, да потом заглох. Может, возродим?
"Адмирал Горшков" - праздник у заводской стенки
19 декабря моряки подшефного городу Петрозаводску авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" отметили свой корабельный праздник - 12-ю годовщину его вступления в строй ВМФ. В гостях у "горшковцев", чей корабль стоит теперь на ремонте на Северном морском заводе "Звездочка" в Северодвинске, побывала делегация из Петрозаводска в составе начальника финансового управления администрации города В. Ванина, помошника горвоенкома Е. Афанасьева и начальника мобилизационного отдела мэрии Е. Фокина. Петрозаводск послал подарки матросам - продукты и сигареты. На крейсере проходят службу 14 матросов из Карелии, из них 9 из Петрозаводска. Экипаж ремонтируемого корабля сейчас невелик - всего около ста человек, половина из которых офицеры и мичманы.
Как обстоят дела с предполагаемой продажей "Адмирала Горшкова" для ВМС Индии? Решения о продаже до сих пор нет. Тем временем первые средства на ремонт, а вернее полную модернизацию с заменой основных систем, - около 200 млн рублей - на завод "Звездочка" уже поступили. Продлятся работы более трех лет, превратив авианесущий крейсер практически в новый корабль XXI века. Как предполагают сами моряки раз уж средства поступают, то крейсер модернизируют. А раз модернизируют - кораблю жить. Так или иначе...
Лодка-"кижанка": от истории к современности
Освоение региона Онежского озера проходило из Новгорода по системе рек с выходом в большие озера - Ладожское и Онежское. Из района Кижских шхер пути новгородцев расходились - северный путь вел к Белому морю, восточный уходил на юго-восточное побережье Онежского озера. Особенность географического положения о. Кижи и прилегающей к нему территории - наличие большого количества островов, на которых расположены деревни и сельскохозяйственные угодья. Издавна основным тран-спортным средством здесь была лодка, а первая грунтовая дорога по материковой части Кижской волости появилась лишь в 1914 году.
В течение веков здесь сформировался своеобразный тип лодки - "кижанки". Кижане издавна занимались рыболовным промыслом и перевозили различные грузы, в том числе скот, муку. Для этого пользовались более крупными судами - "соймами", конструкцию которых разработали еще новгородцы. Практически каждая семья имела лодки для собственных нужд.
В настоящее время в деревнях, окружающих о. Кижи, живут мастера, сохранившие древние традиции судостроения: И.Ф. Вересов, И.В. Судьин, И.А. Степанов, Ю.А. Степанов,Н.М. Карпин, М.П. Рогачев и др.
Как строят "кижанку"?
Заготовка необходимых материалов велась самим мастером. У каждого крестьянина, промышлявшего судостроением, на сарае имелись необходимые приспособления и инструменты, а также запас материалов и заготовок.
До начала строительства в лесу заготовлялись "кокоры" - молодые ели с перпендикулярно растущими корнями, которые очищались от грунта и перерубались по нужному размеру; остальные корни обрубались у ствола, и дерево валилось. Лишняя часть ствола отпиливалась, а на оставшейся вытесывалась "кокора" (штевень) - брус треугольного сечения с оставленным и обработанным корнем. Именно "кокора" придает "кижанке" ее неповторимый и запоминающийся силуэт, а по манере обработки выступающего над линией борта корня можно было даже определить мастера. Для "кокоры" и весел использовалась только ель, а для других элементов - сосна. Заготовка сосны производилась зимой, стволы доставлялись лошадьми до дома, где окорялись и штабелевались.
Бревна распиливали продольной пилой на специальных высоких козлах, а небольшие или тонкие бревна можно было распиливать и одному, работая продольной пилой между плахами настила на сарае. В зависимости от длины лодки пластина на матицу пилилась толщиной 5-8 см, шириной 20-30 см. Матица и "кокоры" отесывались по форме, строгались, а с боков выбирались пазы для установки набоев (досок обшивы). Толщина досок для обшивы (нестроганых - 14-18 мм) зависела от размера лодки. Для обшивы старались выбирать стволы с "горбом", по форме набоев, так как широкие в середине, они сужались к штевням. Все пазы, матица, "кокоры", набои тщательно обрабатывались и выстругивались, чтобы избежать водотечности корпуса. Матицу с помощью двух стоек устанавливали на двух козлах стапеля. Нижние концы стоек вставлялись в специальные шаблоны на места в соответствии с пропорциями лодки, а верхние закреплялись в упор. Носовая и кормовая "кокоры" под нужным углом крепились к матице нагелем "в замок".
Доски обшивки соединялись "внакрой" - нижней кромкой накрывая предыдущую (а "вгладь" - кромки досок подгонялись встык). Нижняя доска вчерне подгонялась и крепилась к матице (а каждая следующая доска к предыдущей) с помощью клещей с клиньями, упоров и поперечных досок с пазами. Закрепленные таким образом доски причерчивались начисто, затем снимались, отесывались по черте и строгались. После этого каждая доска снова устанавливалась на место на смолу и паклю или мох и скреплялась с предыдущей плоскими гвоздями, а к "кокорам" прибивалась гвоздями круглыми или квадратными. Еще в прошлом веке вместо гвоздей использовался тонкий еловый корень или ивовый прут, который пропускался через обе доски сквозь небольшие отверстия, в которых закреплялся березовым нагелем.
Сшитый корпус дополнительно укрепляли. Изнутри причерчивали и вставляли "опруги" (шпангоуты) - обработанные кривые сосновые сучья (5 штук и более). В носовой и кормовой части таким же образом ставилось по одному усиленному цельному шпангоуту-опоре из обработанных еловых корней или развилок стволов. Верхние кромки последних набоев скреплялись у "кокор" небольшими полупалубками и кницами. Снаружи, вровень с верхней кромкой, приколачивался "огибень" (узкая доска), а внутри - "порубень" - тесаный брус, со специально оставленными выступами для уключин. После этого корпус получал необходимую жесткость.
Завершали постройку работы по установке "нашестей"-настилов под ноги и банок (скамеек). Затем корпус очищался от мусора и лодка смолилась "кругом" - с обеих сторон. Смола высохнет - лодка готова к спуску на воду.
Паруса да снасти
Как правило, весел было две пары - передними гребли, а задними подгребали и направляли по курсу. Крепились весла к "кочетам" (уключинам) петлями из веток или веревок.
Парус был трапециевидной формы с двумя шкотами (веревками) по бортам. Передняя кромка паруса (шкаторина) привязывалась к мачте. Свободный верхний угол паруса выставлялся с помощью "райно"(тонкая жердь, нижний конец которой упирался в петлю у мачты). Мачта ставилась в специальное гнездо на матице через отверстие в носовой полупалубке и крепилась веревкой к установленным на носу "кочетам". На больших "кижанках" было две мачты и до трех пар весел.
Лодка за ночь
Строительство "кижанки" обычно велось на сарае дома, где жил мастер, хотя в некоторых центрах традиционного судостроения работали артелью в специально построенных лодочных мастерских.
Известно, что в Заонежье более распространенным было индивидуальное строительство. По свидетельству потомков коренных жителей Кижской волости, в каждой деревне был один или несколько плотников, умеющих строить лодки, хотя предпочитали делать заказ известным в округе мастерам-лодочникам. Хороший мастер из заранее заготовленного материала мог построить лодку за две недели, а с опытным помощником - за несколько дней. По свидетельству жителя д. Еглово И.Ф. Вересова, "несколько мужиков строили лодку за ночь"(!).
Потребности населения могли обеспечить мастера-индивидуалы, а артели, очевидно, работали на заказ или собирались для постройки более крупных лодок - "сойм".
Ремесло в музее
Задача музея "Кижи"- музеефицировать, показать современникам весь этот процесс древнего ремесла, не дать ему умереть. Наша выставка представляет наиболее распространенный тип мастерской заонежского лодочника. Проект мастерской, технологии и этапов строительства лодки выполнен автором на основе собственного опыта строительства в начале 80-х годов трех лодок-"кижанок" на сарае дома Натарьевых в деревне Еглово, под руководством опытного реставратора и мастера-лодочника Ивана Федоровича Вересова.
Центральным объектом мастерской на сарае является недостроенная лодка-"кижанка", которая стоит на стапельном месте. Вокруг, не мешая осмотру, располагаются приспособления для обработки конструктивных элементов лодки, места для хранения инструмента и заготовок.
Чтобы не мешать туристическому потоку в доме Елизарова и сделать удобным осмотр выставки, мастерская размещена над хлевами. Для работы выставки, освещаемой светильниками, сделан дощатый настил на уровне настила сарая, а лодка помещена за столбами, ближе к северной стене дома.
Высота бортов лодки - четыре или пять набоев. Дальний от входа борт закончен постройкой - установлены "опруги", приколочены "порубки" и "огибни". Последний набой ближнего борта причерчен, установлен на месте с помощью клещей и других приспособлений и частично пришит гвоздями. В лодке и на стойках размещен и закреплен основной рабочий инструмент - топоры большой и малый, молотки большой и малый, пилы, рубанки, бур (перка), отвес, осевая нитка, уровень, угольник, черта, измеритель, циркуль, карандаши.
У северного окошка установлен столярный верстак, а над ним располагается основная информация (текстовой и фотографический материалы выставки). На этой же стене за перерубом - подвесной шкаф и полки для инструмента. Вдоль восточной стены - длинный верстак для острожки досок набоев. С южной стороны - инструмент и приспособления для обработки с закрепленными в них элементами. Заготовки для строительства других лодок расположены в местах, удобных для осмотра. Отдельно от мастерской стоят мачта с парусом, райно, весла и якорь, а рядом висят веревки для такелажа.
Произведена выборочная рубка кустарника на берегу у дома Елизарова и установлены 5-6 "салазок"-покатей, ворот и мостки для набора воды, а также отремонтирован причал.
Основатель и первый настоятель Клименецкого монастыря за свою подвижническую жизнь был канонизирован и причислен к лику святых. Известно, что, как местный святой, он покровительствует всем путешествующим по здешним водам. Для Кижской волости особенно важно восстановить память о нем. С началом работы музея-заповедника по теме "История традиционного судостроения и судоходства" предлагается возобновить празднования дня св. Ионы Клименецкого 19 июня и включить его в ежегодный календарь праздников Кижской волости, отмечая молебном в церкви Покрова Богородицы. Впоследствии же распространить на Сенную Губу и на Клименецкий монастырь, совмещая с праздником на воде - "Кижской регатой", проводимой в День Кижской волости 22 августа. На праздник планируется пригласить мастеров-лодочников и владельцев "кижанок" с округи, судостроителей из Карельского Морского историко-культурного центра, городов и поселков Карелии, а также из Москвы, Архангельска, Санкт-Петербурга и Лодейного Поля.
Главным же событием праздника станут гонки под парусами и на веслах на две дистанции вдоль о.Кижи и к Клименецкому монастырю. Дистанция и правила гонок разработаны совместно с Федерацией парусного спорта, судоходной инспекцией и Беломорско-Онежским пароходством. День св. Ионы Клименецкого и "Кижская регата" вместе с известным уже международным фестивалем "Голубое Онего" будут направлены на пропаганду истории и развития российского деревянного судостроения и традиционного паруса. Основными типами судов должны стать местные лодки - "кижанки" и "соймы". А с развитием регаты на акватории Кижских шхер появятся традиционные суда из разных мест Карелии и России. Паруса "кижанок" должны вновь стать привычными в кижских водах. Как привычен и радостен глазу сам Кижский собор.
Юрий НАУМОВ,
научный сотрудник музея-заповедника "Кижи"
Люди моря
Тарас ТЮПКО родился в 1963 году в Донецке в семье шахтера, с 1964 года живет в Карелии, школу окончил в Кеми, где его отец был начальником райотдела милиции. Служил в армии на Дальнем Востоке мастером по артвооружению. Учился в лесотехнической академии в Ленинграде. Инструктор по лыжному туризму. С 1987 года член клуба "Полярный Одиссей", в 1988 году совершил путешествие на коче "Помор" по Белому морю в качестве кока.
В 1992-1998 годах - инструктор-педагог Центральной станции детского и юношеского туризма. В 1993-1995 годах - участник программы "Осударева дорога", руководитель группы маршрутного поиска следов исторического волока экспедиции Петра I в 1702 году. В 1995-1996 годах совершает со своими воспитанниками, морскими туристами-школьниками, две экспедиции по Белому морю на парусных катамаранах. В 1997 году - капитан ладьи "Любовь", которую Т. Тюпко со своей молодой командой провел из Петрозаводска в Москву, к стенам Кремля, на празднование 850-летия столицы. Победитель гонок лодок-"кижанок" в Кижах летом прошлого года.
С 1998 года - сотрудник Водлозерского национального парка. В феврале этого года образует с товарищами общественную организацию - клуб путешественников "Люди моря", став председателем совета клуба.
- Тарас, расскажи, пожалуйста, о вашем клубе: кто вы, так сказать, и куда вы?
- И откуда... Все мы - путешественники, многие из нас ходили в экспедиции клуба "Полярный Одиссей". Наша цель - проведение туристических экспедиций в самых различных формах - пеших, морских, лыжных, работа с молодежью.
- Есть интересные проекты?
- Да, есть. Вот, скажем, проводила группа наших аквалангистов разведку места гибели канонерской лодки КЛ-12 (бывший пароход "Каляев") Онежской военной флотилии, потопленной вражеской авиацией в мае 1943 года в районе Оленьего острова в Кижском архипелаге. Руководителем группы был Евгений Дмитриченко. Правда, найти корабль не удалось, глубины там достаточно большие, видимость в онежской воде плохая. Нужен эхолот... Летом 2000 года поиск затонувших кораблей будет продолжен. Но главный наш проект так и называется - "Люди моря", и посвящен он популяризации уникального историко-культурного наследия нашей республики - наскальным изображениям (петроглифам). Автор его - Юрий Семеренко.
- Проект туристический?
- Не только. Начну с первоистоков. Существует, как известно, два комплекса наскальных изображений: Бесов Нос на онежском побережье Пудожского района и Залавруга ("Бесовы следки") в устье Выга на Белом море. Археологи провели сравнительный анализ найденных там орудий труда, керамики, наскальных изображений, в частности изображений древних лодок, и определили, что они, в общем-то, похожи. Значит, древние жители Обонежья и Беломорья общались между собой - по рекам, озерам и волоковым путям, как и более позднее население Карелии. И там, и там - наскальные изображения судов. Исходя из этого можно заключить:существовала древняя культура судоходства и судостроения. Кстати, очень похожи лодки на онежских петроглифах на лодки шведских петроглифов в Нимфорстене на реке Онгерманэльвен. По мнению исследователей из Швеции Хальстрема и Кюна, связь между ними была несомненная. И вот мы решили на базе этнографических и археологических материалов восстановить технологию изготовления древних лодок-долбленок. И не просто сделать лодку, а доказать на практике возможность совершения на ней дальних путешествий. То есть идет та же тема Тура Хейердала, Тима Северина и Виктора Леонидовича Дмитриева.
- Ну и как успехи?
- Этим летом присмотрели на Большом Клименецком острове, в урочище Конда, большую осину (во времена неолита, кстати, тогдашним судостроителям найти большие деревья было легче. Да и сам климат был другим, гораздо мягче, на широте Кеми тогда росли дубы). Изготовили 7-метровую долбленую лодку с длинным задранным форштевнем. Этот тип был предтечей средневековых "кокоры" и "моноксила" - лодок, выдолбленных из целого бревна, на которые набивались борта. Рассчитана она на четырех гребцов. Летом этого года собираемся совершить на ней плавание.
- Как шел процесс строительства?
- Сырое еще дерево распирали клиньями на полудоли, при этом оно достигало в ширину полутора метров. Сделали лодку вчетвером за месяц, железными, естественно, топорами. Как долго делали ее первобытные люди каменными орудиями труда - об этом мы можем только догадываться. Но труд этот был тяжелый и, несомненно, коллективный. Между прочим, до нас долбленки на основе своих находок делал и питерский археолог Петр Сорокин, тот самый, что участвует в проекте "Осударева дорога". Правда, плаваний он на них не предпринимал.
- Скажи, а как это можно плавать на таком вертком бревне без балансира и бортов?
- Как мы предполагаем, некоторые петроглифы изображают долбленки с балансиром, другие - лодки с обшитым кожей каркасом. Ученые - открыватели и исследователи петроглифов - А. Линевский, В. Равдоникас, Ю. Савватеев, А. Спиридонов придерживаются разных мнений о типах этих лодок. Равдоникас, например, полагал, что "большая лодка" беломорцев на 10 гребцов - это мифический "солнечный ковчег", уносящий души умерших, что это гипербола, таких судов первобытные люди строить не умели.
- Что ты ждешь от этого проекта?
- Цель программы - комплексная музеефикация наших наскальных изображений. Если на Западе, в Северной Европе, эти памятники музеефицированы, приспособлены для туристического посещения, то у нас до сих пор все пущено на самотек, петроглифы портят вандалы. Наш проект - первый вклад в развитие туристического бизнеса на комплексах петроглифов, который даст возможность получать с них реальные деньги туристов. Необходимо привлечь внимание властей, турфирм и общественности к этим уникальным образцам наскального творчества людей, живших 5 тысяч лет тому назад. К сожалению, это факт - кроме Кижей, Валаама, Кивача, Марциальных Вод в республике нет музеефицированных природно-архитектурных памятников. И перечень туристических объектов нужно расширять.
- Есть поддержка?
- Да, нашим спонсором выступил Секретариат Баренц-региона. Ну и привлекли, конечно, собственные средства "Людей моря".
- Удачи вам, "Люди моря", и до новых встреч на страницах "Морского клуба".
- Спасибо. А встретиться нам с тобой можно и в экспедициях.
- Зови!
Беседовал Сергей ЛАПШОВ
Кают-компания
На нынешнем заседании мы предлагаем читателю морские новеллы ветерана клуба "Полярный Одиссей" Юрия СЕМЕРЕНКО (между своими именуемого просто "Хек"), человека, счастливо сочетающего в себе три столь необходимых здесь качества - морской опыт, талант рассказчика и чувство юмора.
Ботинок капитана
В 1979 году два мотобота - "Полярный Одиссей" и "Икар" - пошли в поход в Белое море. Капитанствовали на них братья Дмитриевы, тогда молодые еще мужики. Мне - шестнадцать лет, я юнга на "Икаре". Судно идет скулой к волне, и нас маленько уже захлестывает. Мы с Мишей Крупенниковым, ныне покойным, сидим на корме, а капитан Валера Дмитриев за штурвалом борется с волнами. Сам в тапочках, ботинки за трубой сушатся. Хорошие, помню, и по тем временам дорогие. И вот решили мы с Лешкой над кэпом подшутить. Один ботинок спрятали, другой на бок положили и воды налили на это место - смыло, дескать!
Валера сменился, пошел обуться. А ботинка-то нет! Ждем, что будет. И тут Валерий Леонидович разражается проклятиями, хватает оставшийся ботинок - и с размаху в набежавшую волну! Мы опешили: разыграли, называется. Что делать? Сознаться тогда духу не хватило. Убьет ведь! За борт вылетим, как тот ботинок! И вот взяли мы тот второй, оставшийся, и втихомолку опустили его за борт... Обо всем этом Валера и по сей день не знает. Прошло двадцать лет, и срок давности за это мое преступление, наверное, уже истек. Но совесть меня до сих пор мучает. И вот сейчас официально, через газету (так и напиши!), я, Семеренко Юрий Владимирович, 37 лет, хочу попросить за это прощения у первого своего капитана. Знай, Валера, это я утопил твои ботинки. И прости своего юнгу, которому было тогда всего шестнадцать...
Рукой покажи
1996 год. "Святитель Николай" Ла-Маншем идет из Дувра на Темзу. Погода портится. Над нами низко проносится реактивный истребитель "Ягуар", уходя от атмосферного фронта. Значит, дело плохо! Укрываемся на ближайшей якорной стоянке. Меж судов два наших парохода - "Балтийский" и "Амур", номера такие-то. Капитан Женя Лебедев решил запросить у земляков погоду по рации. На первом вообще никто не отвечает, на втором, наконец, спросонья кто-то отозвался: "Чего надо?" Женя: "Так и так, мы - русский парусник, нам бы погодку". - "Куда идешь?" - "На Квинсборо". - "Ты, браток, не выдрючивайся. Ты просто скажи: на Лондон идешь или на Амстердам?"
Романтическое путешествие
На Рождество 1996/97 года пришли мы на "Николае" в Лондон. А у нашего Володи Лазарева, сиречь Бобуса, была еще по прошлогоднему походу подруга в Бристоле, Джулия (мы ее звали просто Жужа). Узнала она и примчалась. Встреча, то да се. И вот Бобус, расчувствовавшись, ей и предлагает: "Дорогая! Давай ты совершишь с нами романтическое путешествие домой вдоль всего южного побережья Англии (мы как раз в Бристоль собирались). Мы будем стоять с тобой на палубе, обнявшись под звездами. А на вахту ты будешь приносить мне кофе!" Девочка ведется, что называется, "на раз"...
Выходим, идем по Темзе; ветер в мачтах уже посвистывает (напоминаю: стоял январь). Леди из каюты выходит, глядь, а экипаж на палубе расселся и водочку кушает. "Как вы можете?! В плавании?" Мы ей объясняем: "Мол, в походе не пьем, но когда проходим Гринвичский меридиан, капитан немного позволяет". Выходим в открытое море - и тут как началось! Впервые увидел, как волна бьется о палубу и тут же замерзает. Ледяной шторм! Англичаночка наша на весь рейс слегла с морской болезнью замертво. Бобус четыре часа вахту стоит, четыре часа за ней тазики таскает.
Огибаем Дувр, снова Гринвич пересекаем. Ну и, естественно... Джулия из каюты выползает, вся зеленая: "Как, вы опять?!" Да вот, говорим, снова нулевой меридиан... Жуже аж стало хуже. И так до Уэймута, первой стоянки. Там с российских пароходов набежали к нам мореманы православное Рождество встречать - и не с пустыми руками, конечно. Джулия хватает чемоданы и на автобус: "Ну вас к черту с вашим "романтическим путешествием"! Во-первых, я чуть не умерла от морской болезни. А во-вторых, когда я поднимаюсь на палубу, вы всякий раз пьянствуете..."
МОРСКИЕ ТЕРМИНЫ. От ахтерштевня до якоря
Кабельтов - десятая часть морской мили, 185,3 метра. В море небольшие расстояния измеряют кабельтовыми.
Каболка - пеньковая нить.
Канат - 1) якорная цепь, 2) трос более 13 дюймов толщиной.
Киль - продольный брус вдоль днища судна, служащий основанием его корпуса.
Кильватер (идти в кильватер) - строй кораблей друг за другом.
Кингстон - всякий клапан в подводной части, служащий для доступа забортной воды.
Кливер - косой треугольный парус впереди фок-мачты.
Клинкет - задвижной клапан для перепускания воды в трюме из одного помещения в другое.
Клотик - кружок со шкивами для вантов на верхушке мачты или флагштоке.
Клюз - сквозное отверстие в борту для пропускания якорного каната.
Кнехт - вертикальные металлические брусья, прикрепленные болтами к палубе для закрепления швартовых или буксирных концов.
Комингс - порог вокруг люка, препятствующий стоку воды с палубы внутрь корабля.
Конец - всякая свободная снасть небольшой длины.
Коордонат - поворот строя судов дугой вправо или влево.
Крамбол - на парусных судах деревянный брус, прикрепленный к скуле судна и служащий для подъема якоря.
Музей судоходства Турку, Финляндия
Жизнь этого города уже 850 лет неразрывно связана с морем. О торговом месте под названием "Абува" повествует около 1154 года арабский путешественник Аль-Идриси. Поэтому именно здесь находится главный морской музей Финляндии - "Forum Marinum", где волшебным образом собираются осколки времен, где слышен рокот штормов и видны бросающиеся на прибрежные скалы волны. Расположен музей в здании бывшей обсерватории, построенной в 1819 году в устье Ауранйоки, куда морской ветер влечет яхты и суда, заходят многопалубные крупные лайнеры (кстати, на верфях Турку строятся самые большие в мире круизные суда).
Море в музее присутствует прежде всего на полотнах маринистов - мирное и беспокойное, синее и изумрудное. Глядя на картины, кажется: быть может, раньше, в эру парусов, оно было величественней? А нынче стало спокойным, обжитым, домашним?
Но тот, кто работает в море, знает его нрав. С трудовой жизнью моряков и портовиков знакомят посетителей видеоэкраны музейного театра "Трюм" на 80 зрителей. К их услугам также выставка, лекции и всесторонняя компьютерная информация о деятельности нового и старого портов Турку. На выставке, скажем, вы имеете возможность побывать в каютном модуле современного круизного лайнера.
"Forum Marinum" - музей, оснащенный по последнему слову экспозиционной техники, что дает возможность в полной мере показать как морское настоящее, так и прошлое Суоми. На первом этаже музея представлено более 100 моделей финских лодок, парусников, пароходов, военных и гражданских судов. И не только модели, а и сохранившиеся образцы лодок - крестьянской и спасательной. Своеобразные филиалы музея - старинные парусники "Сигюн" и "Суомен Иоутсен" ("Лебедь Финляндии"), что покачиваются на волнах Ауры. Трехмачтовый барк "Сигюн" был спущен на воду в шведском Гетеборге еще в 1889 году, а музеем после долгой морской службы стал лишь 60 лет назад.Зиму барк стоит на Аландских островах в Марианхамина, а весной возвращается на свое постоянное место стоянки в плавучем доке, в нижнем течении Ауранйоки. Парусник "Суомен Иоутсен" также имеет богатое прошлое. Построенный в 1902 году в Нанте (Франция) как торговое судно "Ланнек", затем он стал германским "Ольденбургом", после чего, уже после войны, долго служил учебным судном финским морякам, совершив не один океанский поход. Стоящий на приколе у моста Мартинсилта парусник вызывает неутихающие споры общественности - многих любителей флота место его стоянки не устраивает.
Конечно, описание музея мало что скажет - видеть его нужно воочию. По словам работника музея Уллы Каллберг, этим летом здесь ожидают до 45 тысяч туристов. "Ну а если хотите пополнить эту цифру - милости просим!"
Андрей КАРПИН,
наш спец. корр.
КАРЕЛИЯ N 8(607) за 26 января 2000 года
МОРСКОЙ КЛУБ. Ежемесячный морской альманах. Январь 2000 г. N1 (30)